Наверняка, практически каждый автолюбитель, так или иначе сталкивался с автомобилями работающими на газу. Кто-то, может эксплуатирует такие машины, а кто-то только подумывает об установке такого оборудования на свой автомобиль.
Вот тут нашел видео по теме "Установка газобалонного оборудования", кому интересна эта тема могут скачать пособие по установке здесь: http://narod.ru/disk/10906621000/GBO.rar.html
Видео инструкция по установке газового оборудования (ГБО) на легковой автомобиль. Просто и наглядно описывается весь процесс установки и настройки газового оборудования.
Установка газового оборудования на автомобиль.
- Павел
- Администратор
- Сообщения:1990
- Зарегистрирован:07 дек 2008, 21:14
- Мой автомобиль:Skoda Octavia Combi 4x4
Давать советы глупцу - только злить его.
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Основная проблема установки газа - это отсутствие вменяемой информации, которая была бы структурирована и понятна для новичков, тех, кто только думает ставить или нет.
Исключительно ИМХО, но видео в этом деле - вещь не очень нужная, а иногда даже вредная. Может для спецов - это и полезно, но спецы и так знают, а вот люди, которые не в курсе, могут понять увиденное совершенно неправильно. Это как показывать работу хирурга, вырезающего аппендицит - он же делает нужное и полезное дело, а вот смотреть на это как-то не очень... К тому же самостоятельно установленное оборудование не позволит пройти ТО, потому что (в Белоруссии так) нужно иметь акт приемки автомобиля после установки ГБО сертифицированным СТО и "корочку" владельца автомобиля ГБО, выданную так же ТОЛЬКО сертифицированным СТО. В противном случае, перед ТО нужно будет оборудовнание снимать.
Попробую описать как это было у меня, может кому-то и поможет. Ни в коем случае не претендую на оригинальность и не пытаюсь вступать в споры и в полемику. То, что напишу ниже - итог очень долгого выяснения истины как в интернете, так и у знающих людей, а в последствии опыт собственной эксплуатации.
Итак...
Для начала нужно определиться с экономической целесообразностью. В сети есть очень много выкладок, но рекомендую посетить ссылку http://www.avtogaz.by/volvocl.htm Там есть сведенный в таблицу экономический рассчет, правда в белорусских рублях. Курс белорусского рубля к американскому доллару 1 $ - 2740 бел. рублей. Согласно вашего рассчета и стоит думать, нужно или не нужно. Если упростить выводы, то при пробеге в 2000 и больше километров в месяц, газ ставить целесообразно с финансовой точки зрения.
Выбор газового оборудования зависит исключительно из ваших финансовых возможностей. Помните мудрость "Дешевая рыбка - поганая юшка". Лично я себе ставил итальянское BRC Sequent 24. Очень доволен, хотя нельзя сказать, что это оборудование из разряда дешевых. Обошлось в 970$ с обыкновенным баллоном. Оборудование 4 поколения с электронным управлением. В его работу вмешаться невозможно и все, что вы сможете сделать - это только принудительно переключить вид поступающего в двигатель топлива или же оборудование это делает автоматически.
Если с оборудованием можно разобраться, прикинув возможности к своему кошельку, то выбор баллона - это следующий шаг. Если у вас седан, то вариантов побольше - можно поставить более емкий баллон, хотя это значительно уменьшит объем багажника, но все равно, багажник поменьше останется. Есть так же вариант - тороидальный баллон под запаску, но возникает проблема куда деть запаску. Лично я ставил обыкновенный (у меня седан), потому что для меня объем багажника некритичен, а количество километров на одной заправке баллона значительно важнее. Если же у вас универсал, то смысл установки обычного баллона исключается, так как при этом вы "потеряете" универсальный кузов. остается только тороидальный баллон, но "валяющаяся" в салоне запаска.
Оборудование требует своего ТО, которое проводится раз в 10000 км. Это, как правило, замена фильтра и регулировка рабочих параметров, если это необходимо.
Еще нужно помнить, что дорогое оборудование довольно критично к качеству топлива, даже газа. Если по Белоруссии, то заправки А 100, United company и Лукойл нужно объезжать окольными путями, потому как там газ не соответствует "автомобильным"спецификациям! Здесь спорить и полемизировать не буду, потому что мой личный опыт и финансовые вливание после заправки на данных станциях более чем красноречивы. Могу порекомендовать только Белнефтехим, Беларуснефть и Мингаз. Как ни странно прозвучит, но от того чем и где вы заправитесь будет зависеть расход топлива и разница довольно прилична - от 1 до 1,5 литров.
Установка оборудования занимает около одной смены. Утром сдал - после обеда забрал.
Конечно, очень многое зависит от "кривизны" рук мастеров, но если оборудование будет поставлено грамотными мастерами, то все будет хорошо. Где найти мастеров с прямыми руками - это самая большая проблема, побольше, чем выбор оборудования, но все равно такие бывают. лично я искал таких долго, но таки нашел.
Из "нетехнических" советов могу сказать только одно - не пользуйтесь услугами своих знакомых! А то получится как всегда. И еще, на оборудование всегда должна быть гарантия. Если вам гарантию не предлагают, то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СТАВЬТЕ НА ТАКОМ СТО! И дело не в том, что оборудование может поломаться, дело в том, что то оборудование, которое вы поставите, может быть поставлено не по технологии и НИКТО не возьмется его чинить в других СТО и его придется либо демонтировать или переустанавливать, а это ваши деньги.
Если все таки вы решились, то нужно для этого автомобиль несколько подготовить.
Обязательна замена свечей зажигания. Какие выбрать - дело ваше. Идеальный вариант - свечи для вашего авто, рекомендованные производителем. Не покупайтесь на советы "бывалых" о покупке свечей "специльно для газа". Если газ установлен правильно, то на нем работают те же свечи, что и на бензине! (опять же, в полемику не вступаю). Чтоб быть уверенным, лично от себя рекомендую перед установкой проверить свечи на стенде (чтоб не пробивали). Качество свечей - это более чем важно для газа (хотя для бензина это важно так же). Что касаетя "супер брендовых" свечек, то от себя скажу, что сильно "погорел" на Bosch, которые покупал на заказ в фирменном центре по 5$! из 8 свечей - 2 мертвые! А остальные еле еле отходили 10 тысяч.
Обязательна так же замена воздушного фильтра и будьте готовы именно этот фильтр менять строго по регламенту. Какой фильтр брать -дело ваше.
Обратите внимание на кислородные датчики - лямбда зонды. Хорошо, если вы уверены, что они работают хорошо и правильно, но если у вас check engine, то датчики придется заменить. Газовое оборудование использует данные этих датчиков.
Это все нужно сделать ДО отгона автомобиля на установку газа, потому что если эти элементы будут не в порядке, то не получится настроить ГБО правильно.
И еще для тех, у кого автомобили с турбированными двигателями. Установка ГБО никак не влияет на работу турбины.
никакого "специального" масла ни в двигатель ни в трансмиссию не требуется!
После установки ГБО может быть такая ситуация, когда могу стать неудобны некоторые операции под капотом и в багажнике. На Вольво - это замена ремня ГРМ, замена задних амортизаторов, замена фильтра картерных газов и так, по мелочи. Ну, тут придется немного поднапрячься, потому что фирменные центры (как в Минске "Элит авто") не берутся обслуживать подобные узлы, если для этого нужно вмешиваться в систему подачи газа. Есть два варианта - или на время снять газ, чтоб заменить ГРМ или найти мастеров, кто сможет это сделать без съема газа. Справедливости ради, нужно сказать, что заменить ГРМ на Вольво (с поперечным расположением двигателя) можно и без снятия магистрали подачи газа.
Сильно ли отличается работа автомобиля на газе от работы на бензине? Я бы не сказал, что очень, но если вы обладатель довольно приемистого авто и любите притопить, то это будет более заметно.
Надеюсь, что информация поможет как-то определиться.
У меня Volvo s 40, 2001, AW 55-50 SN, restyled, 1,9 Turbo
Всем удачи на дорогах и берегите себя.
Исключительно ИМХО, но видео в этом деле - вещь не очень нужная, а иногда даже вредная. Может для спецов - это и полезно, но спецы и так знают, а вот люди, которые не в курсе, могут понять увиденное совершенно неправильно. Это как показывать работу хирурга, вырезающего аппендицит - он же делает нужное и полезное дело, а вот смотреть на это как-то не очень... К тому же самостоятельно установленное оборудование не позволит пройти ТО, потому что (в Белоруссии так) нужно иметь акт приемки автомобиля после установки ГБО сертифицированным СТО и "корочку" владельца автомобиля ГБО, выданную так же ТОЛЬКО сертифицированным СТО. В противном случае, перед ТО нужно будет оборудовнание снимать.
Попробую описать как это было у меня, может кому-то и поможет. Ни в коем случае не претендую на оригинальность и не пытаюсь вступать в споры и в полемику. То, что напишу ниже - итог очень долгого выяснения истины как в интернете, так и у знающих людей, а в последствии опыт собственной эксплуатации.
Итак...
Для начала нужно определиться с экономической целесообразностью. В сети есть очень много выкладок, но рекомендую посетить ссылку http://www.avtogaz.by/volvocl.htm Там есть сведенный в таблицу экономический рассчет, правда в белорусских рублях. Курс белорусского рубля к американскому доллару 1 $ - 2740 бел. рублей. Согласно вашего рассчета и стоит думать, нужно или не нужно. Если упростить выводы, то при пробеге в 2000 и больше километров в месяц, газ ставить целесообразно с финансовой точки зрения.
Выбор газового оборудования зависит исключительно из ваших финансовых возможностей. Помните мудрость "Дешевая рыбка - поганая юшка". Лично я себе ставил итальянское BRC Sequent 24. Очень доволен, хотя нельзя сказать, что это оборудование из разряда дешевых. Обошлось в 970$ с обыкновенным баллоном. Оборудование 4 поколения с электронным управлением. В его работу вмешаться невозможно и все, что вы сможете сделать - это только принудительно переключить вид поступающего в двигатель топлива или же оборудование это делает автоматически.
Если с оборудованием можно разобраться, прикинув возможности к своему кошельку, то выбор баллона - это следующий шаг. Если у вас седан, то вариантов побольше - можно поставить более емкий баллон, хотя это значительно уменьшит объем багажника, но все равно, багажник поменьше останется. Есть так же вариант - тороидальный баллон под запаску, но возникает проблема куда деть запаску. Лично я ставил обыкновенный (у меня седан), потому что для меня объем багажника некритичен, а количество километров на одной заправке баллона значительно важнее. Если же у вас универсал, то смысл установки обычного баллона исключается, так как при этом вы "потеряете" универсальный кузов. остается только тороидальный баллон, но "валяющаяся" в салоне запаска.
Оборудование требует своего ТО, которое проводится раз в 10000 км. Это, как правило, замена фильтра и регулировка рабочих параметров, если это необходимо.
Еще нужно помнить, что дорогое оборудование довольно критично к качеству топлива, даже газа. Если по Белоруссии, то заправки А 100, United company и Лукойл нужно объезжать окольными путями, потому как там газ не соответствует "автомобильным"спецификациям! Здесь спорить и полемизировать не буду, потому что мой личный опыт и финансовые вливание после заправки на данных станциях более чем красноречивы. Могу порекомендовать только Белнефтехим, Беларуснефть и Мингаз. Как ни странно прозвучит, но от того чем и где вы заправитесь будет зависеть расход топлива и разница довольно прилична - от 1 до 1,5 литров.
Установка оборудования занимает около одной смены. Утром сдал - после обеда забрал.
Конечно, очень многое зависит от "кривизны" рук мастеров, но если оборудование будет поставлено грамотными мастерами, то все будет хорошо. Где найти мастеров с прямыми руками - это самая большая проблема, побольше, чем выбор оборудования, но все равно такие бывают. лично я искал таких долго, но таки нашел.
Из "нетехнических" советов могу сказать только одно - не пользуйтесь услугами своих знакомых! А то получится как всегда. И еще, на оборудование всегда должна быть гарантия. Если вам гарантию не предлагают, то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СТАВЬТЕ НА ТАКОМ СТО! И дело не в том, что оборудование может поломаться, дело в том, что то оборудование, которое вы поставите, может быть поставлено не по технологии и НИКТО не возьмется его чинить в других СТО и его придется либо демонтировать или переустанавливать, а это ваши деньги.
Если все таки вы решились, то нужно для этого автомобиль несколько подготовить.
Обязательна замена свечей зажигания. Какие выбрать - дело ваше. Идеальный вариант - свечи для вашего авто, рекомендованные производителем. Не покупайтесь на советы "бывалых" о покупке свечей "специльно для газа". Если газ установлен правильно, то на нем работают те же свечи, что и на бензине! (опять же, в полемику не вступаю). Чтоб быть уверенным, лично от себя рекомендую перед установкой проверить свечи на стенде (чтоб не пробивали). Качество свечей - это более чем важно для газа (хотя для бензина это важно так же). Что касаетя "супер брендовых" свечек, то от себя скажу, что сильно "погорел" на Bosch, которые покупал на заказ в фирменном центре по 5$! из 8 свечей - 2 мертвые! А остальные еле еле отходили 10 тысяч.
Обязательна так же замена воздушного фильтра и будьте готовы именно этот фильтр менять строго по регламенту. Какой фильтр брать -дело ваше.
Обратите внимание на кислородные датчики - лямбда зонды. Хорошо, если вы уверены, что они работают хорошо и правильно, но если у вас check engine, то датчики придется заменить. Газовое оборудование использует данные этих датчиков.
Это все нужно сделать ДО отгона автомобиля на установку газа, потому что если эти элементы будут не в порядке, то не получится настроить ГБО правильно.
И еще для тех, у кого автомобили с турбированными двигателями. Установка ГБО никак не влияет на работу турбины.
никакого "специального" масла ни в двигатель ни в трансмиссию не требуется!
После установки ГБО может быть такая ситуация, когда могу стать неудобны некоторые операции под капотом и в багажнике. На Вольво - это замена ремня ГРМ, замена задних амортизаторов, замена фильтра картерных газов и так, по мелочи. Ну, тут придется немного поднапрячься, потому что фирменные центры (как в Минске "Элит авто") не берутся обслуживать подобные узлы, если для этого нужно вмешиваться в систему подачи газа. Есть два варианта - или на время снять газ, чтоб заменить ГРМ или найти мастеров, кто сможет это сделать без съема газа. Справедливости ради, нужно сказать, что заменить ГРМ на Вольво (с поперечным расположением двигателя) можно и без снятия магистрали подачи газа.
Сильно ли отличается работа автомобиля на газе от работы на бензине? Я бы не сказал, что очень, но если вы обладатель довольно приемистого авто и любите притопить, то это будет более заметно.
Надеюсь, что информация поможет как-то определиться.
У меня Volvo s 40, 2001, AW 55-50 SN, restyled, 1,9 Turbo
Всем удачи на дорогах и берегите себя.
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
До 2008 года (навено лет 15 ездил на газе) на все свои машины ставил оборудование сам. При наличии компа и принтера пакет документов для ГАИ сделать можно за час. Начинал с Новогрудского, потом Рязань, Ловато, и еще несколько итальянок. Отказался от газа в 2008 и вот почему. До 2008 года примерно, во всяком случае в Москве и области системы газовых заправок были государственными и закупали газ с крупных НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов). Гдето с 2007 года пошел вал частных заправок и видимо народ решил быстро окупить вложения. Во первых цена на газ поднималась до 13 руб. при цене бензина тогда под 20р. С учетом потери мощьности на газе, работа совершаемая двигателем которая выражается в расходе или стоимости топлива на 100 км. стала практически равна что на газе что на бензине. Точкой принятия решения отказаться от газа стало просто катострофическое снижение качества продукта. За одно лето налетел дважды на то, что входной штуцер газа полностью оказался закрыт веществом похожим на жидкое стекло. И дважды пришлось травить балоны и сливать весь газ через горловину мультиклапана по причине попадания большого количества воды в бак. Заправлялся на разных заправках и в разных регионах. Видимо заправщики стали добавлять в газ по 15-20% всякой дряни для увеличения объма. Раньше такого никогда небыло. Т.е. минусы - стоимость оборудования, и обслуживания, снижение объема багажника. При таком качестве и цене выгод никаких
- Бродин
- Сообщения:562
- Зарегистрирован:11 мар 2009, 08:04
- Мой автомобиль:Renault Logan 1.4 SR 2006г.ГБО DIGITRONIC 3D Power Evolution
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Я опять на море ездил,в Субботу только вернулся,пробег около 2700км обошелся в 3315р рублей в оба конца,из них на 300гривен,около 1200 руб было залитио Украинского,примерно 70 литров.По Вашему экономия равна 0.Да,спорить не буду,не Феррари,но для спокойной езды достаточно.На паленый газ не попадал уже лет восемь.Если знаете дорогу Р194 в Воронежской области,то там реально подерживать стабильную скорость,держал по "нафигатору" 105-110,от отсечки до отсечки больше 7 литров 100 по расчетам не выходило.esminsky писал(а): С учетом потери мощьности на газе, работа совершаемая двигателем которая выражается в расходе или стоимости топлива на 100 км. стала практически равна что на газе что на бензине.
Бахчифонтанский Сарай....
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Не в качестве полемики, а в расширение вопроса.
При цене газа 10 руб., а бензина 92 - 23 руб. интерес есть.
Но с оговорками. Интерес при интенсивной эксплуатации автомобиля, например маршрутки или частные газельки (авто с большим расходом).
Если авто покупается на три года, нужно считать и стоимость оборудования от 700 уе и выше + установка, и ремкомплекты редуктора-испарителя (на итальянку 1200 - 1400 р.). Вот считайте: при городском цикле (средне сезонно) расход бензина 10 л х 100 км, на газу будет 12 л х 100 км, итого разница с бензином 100 р х 100 км (при цене газа 13 р). При средне годовом пробеге 25 000 км. экономия составит 25 000р. в год. Итого вы свое оборудование окупите в среднем года за два, т.е выгода за пару лет - ноль. Может мне с газом в 2008г. и не повезло. В советское время газ стоил копейки и рентабелен только при снижении стоимости в 3-4 раза от стоимости бензина (мое мнение). Минусы уже описывал, запах в салоне, небольшая сеть заправок, снижение значительное обема багажника, низкая надежность газового оборудования. Кстати как совет из личного опыта, на всех своих балонах выкидывал поплавок, заправка по номиналу, балон 65 - газа 65. Единственная оговорка балон всегда должен быть в тени (под тряпкой или полкой). Покупал в свое время на кафедре ДВС в МАМИ мембранное полотно и для чуствительных диафрагм и для тосольных (сильно экономит средства только режешь и просекаешь по старой мембране).
При цене газа 10 руб., а бензина 92 - 23 руб. интерес есть.
Но с оговорками. Интерес при интенсивной эксплуатации автомобиля, например маршрутки или частные газельки (авто с большим расходом).
Если авто покупается на три года, нужно считать и стоимость оборудования от 700 уе и выше + установка, и ремкомплекты редуктора-испарителя (на итальянку 1200 - 1400 р.). Вот считайте: при городском цикле (средне сезонно) расход бензина 10 л х 100 км, на газу будет 12 л х 100 км, итого разница с бензином 100 р х 100 км (при цене газа 13 р). При средне годовом пробеге 25 000 км. экономия составит 25 000р. в год. Итого вы свое оборудование окупите в среднем года за два, т.е выгода за пару лет - ноль. Может мне с газом в 2008г. и не повезло. В советское время газ стоил копейки и рентабелен только при снижении стоимости в 3-4 раза от стоимости бензина (мое мнение). Минусы уже описывал, запах в салоне, небольшая сеть заправок, снижение значительное обема багажника, низкая надежность газового оборудования. Кстати как совет из личного опыта, на всех своих балонах выкидывал поплавок, заправка по номиналу, балон 65 - газа 65. Единственная оговорка балон всегда должен быть в тени (под тряпкой или полкой). Покупал в свое время на кафедре ДВС в МАМИ мембранное полотно и для чуствительных диафрагм и для тосольных (сильно экономит средства только режешь и просекаешь по старой мембране).
- Директор зоопарка
- Сообщения:311
- Зарегистрирован:05 июн 2010, 15:56
- Мой автомобиль:велосипед, но с него я падаю
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
+++esminsky писал(а):Не в качестве полемики, а в расширение вопроса.
Ѣбашим с незапамятныхъ времёнъ.
- Бродин
- Сообщения:562
- Зарегистрирован:11 мар 2009, 08:04
- Мой автомобиль:Renault Logan 1.4 SR 2006г.ГБО DIGITRONIC 3D Power Evolution
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Для esminsky и тоже в расширение темы.Эжекторные установки окупаются за 20000 км.Их время почти ушло.Современые стоимостью от 23000р конечно дольше,по прикидкам около 50000 км пробега,то есть года два примерно или больше.Согласен с Вами,что ГБО ставят в основном на разгоные авто,чтоб после окупамости пробег был больше и отдача от авто тоже.Кто то имея в одних руках автомобиль 5 лет и наезжая 25000 км в год поставит ГБО и потом три года будет экономить.Если авто меняют часто то нет смысла ствавить.Лично я покупал не новые авто с газом,ездил и не парился.Сейчас тоже подыскиваю с ГБО,мне нравиться.Читал отзывы владельцев дорогих автомобилей,типа Инфинити,Лексус,они поставили газ чтоб не было проблем с паленым бензином и заменой дорогих катализаторов.Кому как в общем.
Про запах не знаю,не пахнет если не травит,а травят деньги(газ),вонища это удел ГАЗонов,ЗИЛов из автохозяйств.Лично меня многие "идентифицировали" только по заправке в бампере,поездив много километров в машине.
Про запах не знаю,не пахнет если не травит,а травят деньги(газ),вонища это удел ГАЗонов,ЗИЛов из автохозяйств.Лично меня многие "идентифицировали" только по заправке в бампере,поездив много километров в машине.
Бахчифонтанский Сарай....
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Для Бродин. Вот собственно мы и пришли к одному и тому же выводу, исходя из срока окупаемости это в большинстве случаев не рентабельно. Насчет Лексусов (видимо идет речь о "300" 2000 года выпуска попавших в третьи руки возможно, насчет Инфинити наверно единичные случаи с претензией на оригинальность. Года три назад я был такой же ярый поклонник ГБО, сейчас сам и многие мои друзья ушли от этого. Так что, кому что нравится, я собственно высказал свое мнение, возможно кому то оно будет интересным. И кстати при продаже авто с ГБО его стоимость не увеличивается, более того извините "чайники" наоборот избегают такие авто, считая что там возможны прогары клапанов и прочая ересь.
А насчет карбюраторного или инжекторного варианта ГБО думаю так, в случае отказа карбюратоной системы любой механик найдет причину и устранит недорого, во втором случае нужен специализированный сервис, а там нормо-часы и немалая стоимость запчастей. Как правило усложнение технического оснащения автомобиля снижает показатели наработки на отказ и увеличивает эксплуатационные расходы. И еще одна фишка на гарантийное авто ставить ГБО - практически автоматически слететь с гарантии на мотор и пр. в случае каких то поломок итп
А насчет карбюраторного или инжекторного варианта ГБО думаю так, в случае отказа карбюратоной системы любой механик найдет причину и устранит недорого, во втором случае нужен специализированный сервис, а там нормо-часы и немалая стоимость запчастей. Как правило усложнение технического оснащения автомобиля снижает показатели наработки на отказ и увеличивает эксплуатационные расходы. И еще одна фишка на гарантийное авто ставить ГБО - практически автоматически слететь с гарантии на мотор и пр. в случае каких то поломок итп
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Эксплуатирую уже 4-ю машину на газу. 1-Пежо 405 (2-поколение), 2-Гольф (2-поколение), 3-Рено Сценик (3- поколение),4- Ниссан X-TRAIL( 5-поколение). С обслуживанием редукторов 2-го поколения проблем не возникало. а вот с 3 и 5 поколением наши прославленные авторизированные мастерские связываться не хотят. Вылетел шаговый двигатель в 3-ем поколении, заменить нечем, а за пятое и браться нехотят.
- Павел
- Администратор
- Сообщения:1990
- Зарегистрирован:07 дек 2008, 21:14
- Мой автомобиль:Skoda Octavia Combi 4x4
Re: Установка газового оборудования на автомобиль.
Так, и выводы???шахтер писал(а): а за пятое и браться нехотят.
Давать советы глупцу - только злить его.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя